Германия и Швеция в понедельник ясно продемонстрировали склонность следовать дорогой дипломатического диалога с Ираном, несмотря на доклад Международного агентства по атомной энергии, в котором утверждается, что Тегеран располагает техническими возможностями для создания ядерной бомбы.
Немецкий министр иностранных дел Гвидо Вестервелле повторил позицию своего правительства, что военное вторжение в Иран было бы «контрпродуктивным», и напомнил, что правительство аятоллы имеет право на развитие мирной атомной энергетики.
И всё же шеф германской дипломатии признал «неизбежность» принятия нового пакета санкций, если Иран будет отказываться от сотрудничества с МАГАТЭ. Заявления Вестервелле прессе последовали по его прибытию на совещание министров иностранных дел Евросоюза, на котором, среди прочего, по словам Высшего представителя по внешней политике и общей безопасности ЕС Кэтрин Эштон, будет тщательно изучаться «комплексный ответ» на доклад агентства.
Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт настаивает на том, что «никакой военный ответ Ирану не будет оправдан» и возможен только дипломатический путь для вынесения решения относительно эскалации иранской ядерной программы. «Поиск дипломатического решения является абсолютно ключевым. Нет другого пути. Санкции только усилят необходимость дипломатии», — заверил он.
Хотя он объяснил, что «Двадцать семь» (стран-членов ЕС) обсудят новые санкции против Тегерана, он предупредил, что это будут «больше дискуссии» об их формальном одобрении, несмотря на то, что «некоторые» страны ожидают «быстрых и решительных результатов» против иранского режима. В любом случае он настаивает на том, что необходимо серьёзно изучить доклад МАГАТЭ, который, по его мнению, «не так драматичен, как об этом пишут».
Французский министр иностранных дел Ален Жюппе всё же ясно дал понять, что последний доклад агентства по атомной энергии показывает, что Тегеран «защищает своё намерение укомплектоваться ядерным оружием», и настаивает на необходимости в этом плане «избежать чего-либо непоправимого». Поэтому он отстаивает необходимость подготовить санкции, а для двадцати семи стран – занять в ответ «твёрдую позицию».
Идею введения более жёстких санкций в ответ на продвижения Тегерана в ядерной программе поддерживает и его голландский коллега Ури Розенталь. «Нам необходимо нарастить санкции посредством ООН, если это возможно. Но мы не должны исключать любую другую возможность. Нам надо много поработать для введения эффективных санкций против Ирана», — заявил он прессе.