Правящая партия Австралии в воскресенье поддержала снятие запрета на продажу урана Индии, что может означать во времена быстрорастущего спроса на энергоносители открытие торговли расщепляющимися материалами со странами, имеющими ядерное оружие.
На последней конференции правящей Трудовой партии в Сиднее 206 делегатов проголосовали за эту инициативу и 185 – против.
В стране, имеющей треть мировых запасов урана, где, несмотря на это, противники атомной энергии имеют сильные позиции, это решение вызвало большой эмоциональный отклик. По оценкам «RoyMorgan», 50% населения против использования ядерной энергии, по сравнению с 44% поддерживающими её. И на самой конференции звучали голоса против. Так, министр инфраструктуры Энтони Альбанес сказал, что в то время как всего девять месяцев прошло после трагедии в Фукушиме, преждевременно расширять австралийский экспорт урана.
Само решение достаточно противоречиво, поскольку Индия не подписала соглашение о нераспространении ядерного оружия 1968 года, которым ООН ограничило передачу ядерных технологий странам, которые могут использовать их для создания атомной бомбы. Имеющие такое оружие Индия, Пакистан и Израиль просто не подписали этот договор, а Северная Корея была выведена из его членов в 2000-х годах, после того как стала развивать собственную ядерную программу. Ситуация с Индией нормализовалась после того, как в 2005 году она подписала соглашение о сотрудничестве в сфере атомной энергетики с США.
Известно и то, что снять ограничение на торговлю ураном с Индией собирается Канада, владеющая самой большой урановой шахтой CamecoCorp.
Самое большое месторождение урана – BHPBilliton, которое владеет шахтой OlimpicDam в штате Южная Австралия, ожидает получение окончательного разрешения для расширения разработки, что может стоить 30 миллиардов долларов.
Премьер-министр Австралии Джулия Гиллард поддержала меры, сказав, что это создаст в стране новые рабочие места и улучшит отношения со страной, которая к 2030 году превзойдёт Китай по численности населения.
«Это тот момент мировой истории, чтобы ухватиться за новую эру возможностей в этом, азиатском веке», — сказала она. «Мы должны быть уверены, что в своём регионе мы имеем столь крепкие отношения, насколько возможно, в том числе с самой большой мировой демократией, Индией».