Американская неправительственная организация Earth Rights International опубликовала информацию, обличающую нефтяные компании «Total» и « Chevron» в казнях, использовании каторжного труда и финансировании военной хунты в Бирме. Обе компании, присутствующие в этой стране обвиняются в «подкармливании» ядерных амбиций правительства Бирмы, о которых стало известно недавно из сообщений перебежчика.
Согласно Earth Rights International, с 1998 года месторождение газа в Ядане принесло 9 миллиардов долларов прибылей, больше половины которых были получены действующей хунтой, режимом более десяти лет попирающим права человека и начавшим нелегальное производство ядерного оружия.
Ядана, что в переводе с бирманского значит «сокровище» — месторождение, расположенное на юге Бирмы. Французской “Total” принадлежит 31 процент добычи, а американской “Chevron” – 28 процентов. Неправительственная организация утверждает, что поступления от добычи нефти были использованы бирманским правительством на покупку ядерных технологий и материалов у северной Кореи и требует, что бы международное сообщество обратило внимание на то, что это не мирный атом, а атом для войны. В 2009 году эта же организация уже выдвигала против нефтяных компаний обвинения в том, что они скрывают случаи злоупотребления силой со стороны бирманских сил безопасности против народа Бирмы, в содействии обогащению правящего антигуманного режима и в использовании каторжных работ на своих предприятиях.
Earth Rights International не просят компании перестать добычу газа в Бирме, они хотят, что бы средства от добычи природных ресурсов направлялись компаниями на благо народа Бирмы. Военные правят Бирмой с 1962 года. До конца 2010 года было обещано проведение законных выборов, первые с 1990 года, когда победила оппозиционная Национальная Лига за Демократию во главе с Аунг Сан Суу Ки, которая вот уже 15 лет находится под домашним арестом. Её 65-летие недавно праздновали во всём мире, даже в Бирме — тайно, ведь там это грозит тяжёлыми последствиями. 15 лет назад выигравшую выборы буддистку Аунг Сан поставили перед другим выбором – или оставить политику, или оказаться в заточении, она выбрала второе и стала символом не только в своей стране, но и во всём мире. «Быть свободным это иметь возможность делать, что считаешь правильным. В этом смысле я чувствую себя очень свободной, даже под арестом. Потому, что это был мой выбор. Я могу уйти в любой момент, только сказав: «Я оставляю политику». Но я вовлечена в демократическое движение, это мой выбор. Поэтому я чувствую себя абсолютно свободной».