Венесуэла должна Exxon 908 миллионов долларов за конфискованные активы

Международный арбитражный трибунал постановил, что государственная венесуэльская компания PDVSA должна заплатить Exxon MobilCorp 908 миллионов долларов, менее 10% того, что было первоначально заявлено американской нефтедобывающей компанией.

Как написала в понедельник «WallStreetJournal», арбитражный суд Международной Торговой Палаты со штаб-квартирой в Нью-Йорке вынес окончательный судебный приговор в процессе об оплате активов, которые венесуэльское государство конфисковало у Exxon в 2007 году после национализации сектора.

Представитель Exxon Патрик МакГинн написал в электронном письме газете, что это решение «подтверждает, что PDVSA действительно имеет долговые обязательства перед  ExxonMobil», и озвучил точную сумму вердикта – 907 588 000 долларов.

Эта сумма едва составляет десятую часть от 10 миллиардов долларов, на которые претендовали американские нефтедобытчики, представив жалобу в суд в 2007 году и намного меньше тех 6 миллиардов, которые действительно просил Exxon, после снижения суммы.

Аналитик венесуэльского инвестиционного банка CaracasCapitalMarkets Расс Даллен высказал мнение о том, что решение является «прекрасным рождественским подарком для Чавеса и Венесуэлы». «Решение намного ниже, чем думал народ. Несомненно, он означает очень лёгкое наказание (для PDVSA)», — сказал Даллен в заявлении прессе.

Тем не менее, обе стороны всё ещё ожидают решение другого арбитражного суда – Международного Центра Инвестиционного Регулирования (Ciadi) Всемирного Банка, где на венесуэльское правительство имеется два десятка исков.

В 1997 году Mobil (поглощённый затем Exxon-ом) и PDVSA договорились о стратегическом партнёрстве при работе в богатом районе Нефтеносного пояса Ориноко в Венесуэле, самом большом в мире запасе нефти, с 300 000 миллионами баррелей.

В 2007 году правительство Чавеса решило восстановить суверенитет над нефтяными залежами созданием смешанных предприятий, в которых PDVSA имела бы не менее 60% акций, но ни Conoco, ни Exxon не приняли этого.

Кроме того, относительно конфискованных активов, Exxon искал компенсации росту налогов на нефтедобычу, введённых венесуэльским правительством в 2004 году.

Президент PDVSAи министр нефтяной и добывающей промышленности Рафаэль Рамирес в июле заверил, что Венесуэла заплатит ExxonMobilи Conoco-Philips, когда будет определена «справедливая сумма», согласованная сторонами или определённая арбитражным судом.

В середине сентября государственная компания «Нефтяные скважины Венесуэлы» (PDVSA) в своём официальном заявлении сказала, что не ведёт диалога с ExxonMobil вне арбитражных судов.