Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в четверг ясно дал понять, что Альянс не намерен возвращаться в Ливию после того, как силы, не поддерживающие Национальный Переходный Совет, взяли под свой контроль город Бани Валид, старый бастион сил Каддафи.
«Мы закончили операцию 31 октября прошлого года. Мы ясно оцениваем нашу работу как выполненную, и выполненную успешно. По этой причине у нас нет никаких намерений возвращаться. Наша миссия окончена», — таким образом, положив конец разногласиям заявил датчанин на конференции для прессы в ответ на вопросы о возможности новой интервенции союзников в Ливию.
Расмуссен выступил после того, как правительство Ливии признало созданную после вооружённого восстания местного населения в городе Бани Валид администрацию, что заставило задуматься о том, что местные племена продолжают оставаться сильными, и о слабости Национального Переходного Совета в вопросах контроля за некоторыми анклавами страны.
Рассмусен сказал, что союзники предприняли под мандатом ООН «высокоэффективную миссию» при «мощной политической и оперативной поддержке» таких стран региона как Катар и Объединённые Арабские Эмираты, для «защиты гражданского населения от атак прежнего правительства» Муаммара Каддафи. «Мы предпринимаем нашу операцию с огромным успехом. Защищаем гражданское население и спасаем тысячи жизней», — повторил он.
«Мне хотелось бы сделать ударение, что мы окончили свою миссию в Ливии 31 октября прошлого года. У нас нет никаких намерений возвращаться. Мы действуем на основании мандата ООН и сейчас предписание, на основании которого проводилась наша операция, истекло. Говоря в двух словах, мы не присутствуем в Ливии и не имеем намерения возвращаться», — подчеркнул он.
Генеральный секретарь НАТО также признал «озабоченность» партнёров по альянсу угрозами Тегерана закрыть ключевой для поставок нефти Ормузский пролив, однако подчеркнул, что Альянс как организация «не участвует в деле Ирана».
«Мы близко наблюдаем за ситуацией. Некоторые заявления иранских лидеров являются причиной озабоченности, и я требую от иранского руководства выполнения своих международных договорённостей, в том числе, покончить со своей программой обогащения урана и гарантировать свободную навигацию в Ормузском проливе», — объяснил он.
Расмуссен на прошлой неделе отверг возможность того, что НАТО подстрекает вооружённую акцию в случае, если Иран закроет Ормузский пролив в ответ на эмбарго иранской нефти, одобренное Соединёнными Штатами и ЕС.
«Мне хотелось бы настоять на том, что НАТО не имеет планов интервенции», — сказал генсек и на прошлой неделе, на совместной пресс конференции после встречи с турецким министром иностранных дел Ахметом Давитоглу.