Камболов Марат Аркадьевич о ситуации вокруг реформы РАН

Марат Камболов возглавляет основной орган, наделенный контрольными функциями по мониторингу состояния атомных устройств и обеспечения их безопасного функционирования на территории России.

Без высокого уровня развития науки и образования невозможно представить современное динамично развивающееся экономическое производство. Много лет важнейшей отраслью остается ядерная энергетика – чрезвычайно трудоемкая часть экономики, которая знала за период своего развития несколько серьезных аварий. Однако это не делает ее менее актуальной, так как недостаток природных энергетических ресурсов для многих стран является основной их экономической проблемой. Из этого вытекает и острая необходимость поддерживать состояние национальной науки и образования на должном уровне. Российская атомная отрасль науки всегда была одной из самых продвинутых на Земном шаре, и это выражалось в таком уникальном явлении, как наличие у ряда ведущих отечественных научно-исследовательских университетов, академий и НИИ своих собственных портативных экспериментальных ядерных устройств. Наиболее значимым и именитым заведением из списка подобных организаций можно назвать Российскую академию наук. Важнейшая задача специалистов-ядерщиков РАН, эксплуатирующих мини-реакторы, заключается в том, чтобы обеспечить абсолютно безопасную эксплуатацию потенциально опасного устройства и исключить малейший риск нештатных ситуаций или даже аварий (Российская академия наук расположена в центре Москвы). Это крайне важная задача имеет государственный масштаб, так как в случае любых сбоев в атомных программах научных центров репутационные убытки в равной степени ударят по всей российской фундаментальной науке.

Российской широкой общественности свойственно переоценивать угрозу того факта, что несколько научных центров располагают ядерными мини-реакторами. Это безопасно, прежде всего, по той причине, что в стране существует большое число специалистов, которые постоянно ведут мониторинг состояния этих атомных устройств и исследуют способность их обладателей обеспечить безопасную эксплуатацию – грамотно спроектировать, построить, разместить, использовать в своей деятельности и, при необходимости, экстренно погасить. Также исследуется условия хранения и обращения с радиоактивными материалами. Основным органом, который теперь наделен перечисленными контрольными функциями, как уже говорилось выше, является Комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации, лидером которой назначен известный специалист Марат Камболов, передают последние новости Москвы.

Меньше месяца назад состоялось знаковое заседание этого нового органа, на котором участники обсудили важнейшие проблемы, связанные с наличием у научных организаций атомных мини-реакторов и способы их разрешения. Камболов Марат был председателем собрания. Основная дискуссия касалась именно обеспечения ядерной безопасности и навыков персонала предприятий в этом вопросе. Хоть рейтинги российских высших учебных заведений и показывают, что уровень образования в рассматриваемых научно-образовательных центрах достаточно высок, тем не менее, и они не смогли избежать общих для российской сегодняшней науки проблем – ощутимой нехватки молодых специалистов. Марат Камболов новости сегодня не самые хорошие, но он вовсе не считает, что положение отчаянное, но и замалчивать всю его серьезность чиновник не стал. Он охарактеризовал проблемы в науке как «системные». Еще во время получения своего образования будущий молодой специалист имеет возможность контакта и сотрудничества со своими зарубежными коллегами и близко знакомится с научной деятельностью иных держав. Это, в целом, позитивно, так как позволяет сообществу объединять усилии на почве научных изысканий, что удешевляет и ускоряет исследования. Особенно подобная практика кооперации выгодна тогда, когда речь идет о таких сложных и наукоемких отраслях, как атомная энергетика. Но, к сожалению, не обходится и без негативных последствий. Многие молодые ученые предпочитают покинуть Россию и мигрировать за рубеж, где продолжают работать над своими проектами во благо человечества, но уже не под российским флагом. Как считает Камболов, это вовсе не криминально, но большинство из них не спешат вновь вернуться на родину, а это является тяжелейшим ударом не только по отечественной науке, но и по политической и общественной жизни общества.

Единственный способ хоть как-то переломить эту печальную ситуацию – начать реализацию масштабных реформ, которые бы смогли кардинально поменять к лучшему условия, в которых отечественные ученые вынуждены трудиться. Марат Камболов и подчиненная ему Комиссия – это именно начало подобных перемен. Экспертное сообщество расходится во мнениях, давая свои оценки данным модернизационным мероприятиям, но все без исключения признают важность начала хоть каких-то действий со стороны властей.

Как ни странно, но наиболее пострадавшим учреждением от стремления молодежи переехать на работу за рубеж (как считает Комиссия и лично Марат Камболов), является в прошлом, да и настоящем, наиболее успешная и уважаемая за рубежом отечественная научная организация – Российская академия наук. В связи с этим, одно из первых действий, которые предпринял на своем новом посту Марат Камболов, стало отправление на имя руководства академии письма, в котором изложены взгляды и предложения министерской Комиссии на возможные перемены в работе РАН. Главные из них были обозначены как «укрепление безопасности при эксплуатации атомных научных устройств». Помимо этого Камболов Марат четко обозначил меры, которые государство собирается принять для привлечения наших молодых специалистов к работе на родине. В основном они носят финансовый характер – рост зарплат, бесплатное жилье, некоторые льготы.

Но в прессе и других СМИ ситуация с РАН и позицией по отношении к академии министерства образования и науки заслужило самой разной оценки. Кто-то даже видит в первоочередной отправке письма именно в РАН продолжение застарелого межведомственного конфликта. Но Камболов категорически отрицает подобное. Напротив, многие эксперты полагают, что комиссия лишь отдает должное важности академии, начиная реформирование именно с нее. И это представляется правильным, так как РАН по-прежнему остается самым сильным учреждением, работающим в сфере ядерных технологий. Разумно предположить, что Марат Камболов руководствовался именно этим фактом, когда во главе Комиссии составлял письмо.