В 2014 году объем финансирования подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» составил 250 млн рублей. По итогам 2015 года финансирование увеличилось в 1,5 раза. Как сообщил Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на заседании координационного совета при Президенте РФ по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» на 2016 год запланировано оказать поддержку предприятиям индустрии детских товаров в размере свыше 700 млн рублей, что превышает показатель 2014 года в 2,8 раза.
«Эти средства включают в себя субсидии на компенсацию до 100% затрат на проведение НИОКР. Через данный механизм нами поддержано десять проектов индустрии, таких как разработка технологий изготовления биоадаптивной детской обуви, изделий для коррекции нарушений костно-мышечной системы, создания инновационной детской косметики», – отметил Денис Мантуров.
По словам главы Минпромторга, перспективным направлением развития индустрии детских товаров, которое также субсидируется Министерством, является создание индустриальных парков. За последние три года их число в стране значительно увеличилось. Первый такой специализированный промышленный парк «Игроград» создан в Кировской области. Его резидентами уже стали пять предприятий малого и среднего бизнеса. В этом году победителями конкурсного отбора стали еще три проекта из Владимирской, Ульяновской и Оренбургской областей. В последней индустриальный парк уже начал работу и носит название «Оренбургский пуховый платок». Проект призван помочь развитию народных художественных промыслов, в том числе и в области детских игрушек и других товаров. Сейчас там работают уже десять резидентов.
Минпромторг регулярно корректирует инструменты поддержки, чтобы обеспечить их максимальную эффективность и востребованность. В частности, речь идет о возмещении затрат по лизинговым платежам и субсидировании процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестпроектов, вошедших в перечень приоритетных. В прошлом году этот список был расширен до 29 проектов, и ведомство добивается, чтобы по всем из них потенциал подпрограммы был задействован в полной мере.
Ключевой задачей для отрасли является обеспечение спроса на продукцию отечественных производителей. Чтобы повысить узнаваемость российских предприятий, Минпромторгом сформирован единый каталог производителей индустрии детских товаров. Он размещен на платформе «Сделано для детства.рф» и объединяет информацию о более чем тысяче компаний. Продолжением этой работы является создание реестра товаров для детей, рекомендуемых к госзакупкам.
Немаловажное значение для стимулирования спроса со стороны населения имеет новый инструмент повышения лояльности покупателей – Знак качества. Созданная весной этого года структура АНО «Российская система качества» уже провела пилотные веерные исследования в отношении детской обуви и детских комбинезонов. В организации уверены, что результаты веерных исследований, в которых потребитель сможет найти много полезной информации о реальном качестве товаров, будут способствовать росту спроса на продукцию российского производства, а единый национальный Знак качества выделит настоящих лидеров рынка. Более того, международный опыт показывает, что продажи продуктов, маркированных национальным знаком качества, увеличиваются на 30–40%.
Важным направлением развития глава Минпромторга назвал рост экспортного потенциала отрасли, в том числе за счет мер продвижения детских товаров на внешние рынки. Однако с внешними рынками связаны и препятствия для развития отрасли внутри страны. Одним из них Денис Мантуров назвал нелегальный ввоз в страну детских товаров. По его словам, в сегменте одежды и обуви объемы «серого» импорта и производства формируют до трети рынка. Это бьет не только по экономике российских предприятий, но и напрямую угрожает здоровью и безопасности детей. В целях противодействия этому Минпромторгом разработана система мер, направленных на ужесточение ответственности за такого рода правонарушения.