Новый образовательный стандарт внедряется в начальной школе.
С 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения станет обязательным для 1-го класса, с 1 сентября 2015 года – для 5-го класса, а на ступени среднего полного (общего) образования (10-й класс) новый стандарт будет обязательным с 1 сентября 2020 года.
В экспериментальном порядке стандарт для младших классов был введен ещё с 1 сентября прошлого года в ряде регионов. Тогда в эксперименте приняли участие почти 200 тысяч первоклассников из Новосибирской и Новгородской областей, Приморского края, Удмуртии, школ Мурманской, Ленинградской областей, Татарстана и Москвы.
Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые, в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования.
Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего поколения первоклассников.
Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были основными источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.
Для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет практическое усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше становится ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.
Таким образом, стало особенно очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые должны быть заложены в государственных стандартах образования.
Новая система образования ориентируется на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает отдельное рассмотрение сторон действительности и ориентирует на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей междисциплинарную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах общеобразовательной школы.
Утверждение в РФ нового стандарта – основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты в начальной школе как на систему трех типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных – создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. Такой стандарт предполагает тотальный переход российской системы образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению, построенному по типу учебной деятельности учащихся.
Другое важное обстоятельство, которое необходимо учитывать в связи с введением нового стандарта, касается психологической компетентности учителя.
Важнейшая задача нового стандарта образования состоит в том, что передача ответственности за формирование компетенций в руки учителя требует принципиально другого уровня его психологической подготовки, отличного от того, который имел место ранее. С этой точки зрения необходимо понять, почему предыдущие способы повышения уровня психологической компетентности учителя начальной школы, в том числе в формате ранее существующих ФГОСов высшего профессионального образования, были недостаточно эффективны для решения этой задачи.
Кроме того, необходимо определить, каким должно быть содержание новой психолого-педагогической подготовки учителя в контексте тех сложных задач, которые вытекают из требований нового стандарта, и в каких формах должен быть организован учебный процесс в педагогическом вузе, чтобы молодой преподаватель был способен строить учебную деятельность в школе и формировать требуемые стандартом компетенции у детей.
К современному уроку в начальной школе предъявляются многочисленные требования. Он должен быть обучающим, в максимальной степени развивающим, воспитывающим, личностно-ориентированным. Опыт работы показывает, что одним из вариантов реализации многоцелевой направленности урока является личностно-ориентированный подход совместно с информационно-коммуникативными технологиями.
В последнее десятилетие вариативность начального образования позволила получить более существенные результаты обучения, приблизиться к реальной организации личностно-ориентированного развивающего обучения. Это означает, что учителя начальной школы стали больше внимания уделять не репродуктивным заданиям, рассчитанным в основном на восприятие и память, а заданиям, в выполнении которых принимают участие мышление и воображение. Направленность процесса обучения на поисковую, творческую деятельность детей – это то новое, что пришло в школу вместе с новыми технологиями.
Личностно-ориентированная развивающая модель обучения дает высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для ее реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и четко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументированно строят свою речь. Не надо менять программы и учебно-методические комплекты, не надо менять типы и структурные этапы урока. Изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения.
У учителя, работа которого ориентирована на личность каждого ребёнка, ученики по-другому относятся к тем предметам, освоение которых считали трудным. И в средней школе, и в старшей они не теряют желания учиться.
Обучение, всегда сочетающееся с напряженной мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, – это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. Подведение итогов мониторингов показывает, что в классах, где учителя применяют личностно-ориентированный подход в обучении, наблюдается высокий уровень подготовки учеников. Школьники принимают активное участие в исследовательской деятельности, различных интеллектуальных проектах, нередко занимая в них призовые места.
Одним из методов реализации личностно-ориентированного подхода, развивающим умения самовыражения, формирующим навыки самостоятельной работы, воспитывающим инициативность и творческое отношение к делу, является метод проектов.
Все учебные предметы обладают широкими возможностями для организации проектной деятельности учащихся начальных классов.
В организации работы младших школьников над проектами присутствуют традиционные этапы проектной деятельности: погружение в проект (установка), организация деятельности (последовательность и продолжительность работы), осуществление деятельности (консультации и помощь), презентация (в т. ч. и
с использованием мультимедийного оборудования).
Таким образом, ученики не являются пассивными наблюдателями. Это творческий, самоуправляемый процесс, дающий возможности оптимального выбора информационных ресурсов, систематизации знаний, определения самостоятельных путей усвоения материала.
Обучение полезно, когда ученики сами создают что-то для других. Очень важно, чтобы ученики выражали свои мысли, обменивались различными идеями. Каждый участник может быть и преподавателем, и обучаемым.
Нынешний федеральный государственный образовательный стандарт начального образования – это нормативный правовой акт, который представляет собой взаимозаинтересованный договор, отражающий согласованные интересы семьи, общества и государства и призванный играть важнейшую роль в выполнении российским образованием своей миссии. Одновременно стандарт сопровождается нормативными документами, способствующими его конкретизации и детализации, чтобы идеология стандарта нашла свое конкретное воплощение в образовательном процессе при освоении образовательными учреждениями положений стандарта.
Одними из таких сопроводительных документов рекомендательного характера являются примерные программы начального общего образования, цель которых – продемонстрировать вариант реализации содержания образования по конкретному предмету с учетом основных положений стандарта. Примерная программа конкретного предмета не является рабочей, учитель не может ее использовать в своей повседневной деятельности, так как материал программы представлен не по годам обучения. Этот документ предназначен для разработчиков авторских предметных программ, в качестве которых могут выступить и коллективы школ, и конкретные учителя.
Ещё немаловажный документ, который сопровождает стандарты, – планируемые результаты начального общего образования. Он тоже является рекомендательным, но практическая ценность его в том, что он показывает те изменения, которые должны произойти в содержании образования, чтобы выполнить требования стандарта. Принципиально новое в нем то, что для всех предметов существует формулирование планируемых результатов освоения образовательной программы по конкретному предмету, то есть сначала формулируется то, что в результате изучения конкретного предмета мы хотим получить, и только затем разрабатывается содержание предмета. Авторские программы должны в первую очередь ориентироваться на планируемые результаты начального общего образования.
Конечно, в новом стандарте разработана и система оценки достижения планируемых результатов. Эта система предлагает набор заданий и итоговых контрольных работ, которые позволяют ответить на вопрос, достигнуты ли планируемые результаты освоения программы. Более того, и задания, и созданные на их основе контрольные работы предполагают возможность оценки достижения планируемых результатов по двум критериям: «выполнено на базовом уровне» и «выполнено на повышенном уровне». Таким образом, учитель получает в руки четкий инструмент контрольно-оценочной деятельности, так как любое задание и любая контрольная работа не только имеют собственную спецификацию (описание того, какие задания и с какой целью вводятся), но и четкие критерии оценки выполнения того или иного задания. Теперь учитель сможет, опираясь на систему заданий и контрольных работ, представленных в «Оценке достижения планируемых результатов», сопровождающих стандарт второго поколения, четко отслеживать, на каком уровне освоена образовательная программа по тому или иному предмету.
При изучении конкретного предмета в рамках урока учитель должен ставить перед собой задачу научить не только предмету, но, используя его содержание, сформировать учебную деятельность учащегося, мотивировать его интерес к продолжению обучения, к получению знаний вообще, а не только по конкретному предмету. Каждая разработанная для изучения предмета методика, система заданий, организация деятельности ученика на уроке должна формировать учебную деятельность, то есть умение учиться, овладевать теми универсальными действиями, которые послужат основой для продолжения обучения, для получения знаний не только в процессе изучения школьного предмета, но и в любых жизненных ситуациях.
Формирование у младшего школьника умения учиться поможет ему находить разные способы решения учебной задачи и определять наиболее целесообразные и оптимальные из них. Будем надеяться, что новый стандарт поможет максимально раскрыть потенциал каждого ученика и даст ему возможность не только определять наиболее целесообразные и оптимальные решения для образовательных задач, но и уверенно ориентироваться в окружающем его мире.