Иран видит в Турции союзника для того, что бы обойти международные санкции, задерживающие ядерную программу Тегерана.
Президент страны Махмуд Ахмадинежад широко использует целый ряд пресс-конференций, собираемых по поводу его присутствия на Генеральной Ассамблее ООН, для того, что бы принизить эффективность международных санкций и их влияние на решение Тегерана относительно продолжения обогащения урана.
Как пишет агентство «Reuters», эти меры, однако, могут замедлить выполнение Ираном ядерной программы на полтора-два года. Кроме того, агентство написало и о том, что следы денег, направленных на иранские ядерные разработки, привели в Турцию, и теперь США с союзниками добиваются от Анкары закрытия иранских банков, работающих на территории этой страны. Согласно «Reuters», процитировавшему заявления западных дипломатов и шифровки секретных служб, к которым агентство получило доступ: «Турция разрешает внутри своих границ, работу банков, предположительно связанных с ядерной программой Тегерана». Это явно наносит ущерб международным усилиям, которые, введением финансовых санкций, пытаются затруднить Ирану обогащение урана и создание собственного атомного оружия. Ахмадинежад, находясь в Нью Йорке, продолжает отвергать все обвинения в намерении немирного использования атомной энергии.
После первого введения экономических санкций против Тегерана в 2006 году, все взгляды были обращены на Дубаи, управляющие товарными и денежными потоками в регионе.Теперь, как пишет информационное агентство, этот город-эмират на берегу Персидского залива, сменила Турция. Были отмечены и следы, ведущие в Австрию (один из банков, связанный с турецкими), и в Южную Корею, но ни один из этих «денежных путей» не сравнить с Турцией, потенциально – дверью Ирана в европейскую финансовую систему.
Ни один обозреватель не пропустил захватывающий рост финансово-экономических отношений между Турцией и Ираном. Двусторонняя торговля в 2008 году достигла уровня в 7,6 миллиардов долларов США. В прошлую субботу все иранские газеты опубликовали заявление турецкого премьер-министра о том, что две страны собираются утроить эту цифру к 2015 году. Без сомнения, по большинству, эта торговля законная, не нарушающая санкций. Опасения аналитиков вызывает то, что Турция превращается в рай для деятельности иранских банков, что может позволить Тегерану легко обойти международные финансовые санкции. Пока эти опасения чисто теоретические, но: некоторые иранские банки, находящиеся в «чёрном списке» США, не внесены в список ООН – единственный, которому Анкара должна подчиняться. Из-за этого, некоторые турецкие банки, работающие на территории Соединённых Штатов, рискуют попасть под штрафные санкции в этой стране.
«Reuters» пишет так же о том, что ответственный по раскрытию финансовых преступлений и денежного снабжения террористов в Казначействе США Дэниел Гласес побывал недавно в Турции, что бы обсудить проблему с властями страны.
Турция находится в двойственном положении. С одной стороны , это страна-член НАТО, неоднократно пытавшаяся вступить в Европейский Союз, озабоченная тем, что бы в регионе не было ядерного оружия и выступающая за мирное сосуществование. С другой стороны – Иран превратился в основного поставщика нефтепродуктов в Турцию, так необходимых для её экономического развития.