Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман заявил в пятницу, что в соответствии со словами государственного секретаря США Хиллари Клинтон, переговоры, которые начнутся в будущем месяце (между группой «5+1», состоящей из Соединённых Штатов, России, Франции, Объединённого Королевства, Китая и Германии, и Ираном) являются «последней возможностью для Тегерана мирно решить вопрос».
«Мы предпочитаем, чтобы мировое сообщество разрешило проблему посредством переговоров, общения и другими средствами, но, если этого не произойдёт, мы оставляем за собой право защищаться», — добавил Либерман. Он также отметил, что, несмотря на санкции против Ирана, Тегеран не продемонстрировал признаков доброй воли в отходе от своей ядерной программы.
Либерман сказал, что израильское государство верит в то, что международное сообщество «способно» остановить иранскую ядерную программу, и подчеркнул, что «это только вопрос «решимости и твёрдости».
Израиль неоднократно говорил о возможности военного нападения на ядерные сооружения Ирана во избежание создания страной атомного оружия, рассматривая её как «существующую опасность». Без сомнения, Иран каждый раз говорит о мирных целях своей ядерной программы.
Великобритания и Франция в пятницу высказались о возможности превентивного удара со стороны Израиля и продемонстрировали своё несогласие с этой идеей. Так, британский премьер министр Дэвид Кэмерон считает, что Тель Авив не имеет достаточных аргументов для развязывания односторонней атаки, и выступил в защиту дипломатического пути и санкций для давления на Тегеран в отношении его спорной программы обогащения урана.
Со своей стороны, министр иностранных дел Франции Алан Жюппе заверил, что «единственно» встал бы на сторону Израиля, если бы на этот народ напали, и что Франция не станет поддерживать израильские власти, в случае, если они инициируют вооружённую акцию против Ирана, чтобы избежать создания Исламской Республикой ядерной бомбы.
Эти заявления Кэмерона и Жюппе прозвучали через несколько часов после того, как секретарь Высшего Совета по правам человека в Иране Мохаммад Джавад Ларихани попросил у международного сообщества содействия, прежде чем разрешить доступ инспекторам МАГАТЭ на военную базу в Парчине, к югу от Тегерана, и отверг домыслы о том, что в данном месте предпринимаются ядерные испытания, несмотря на подозрения в апробировании там в начале прошлого десятилетия взрывчатки для будущей атомной бомбы.
«Если западное общество просит от нас прозрачности, тогда мы должны надеяться на большее сотрудничество», — сказал он. Группа «5+1» приняла предложение Тегерана возобновить переговоры об иранской ядерной программе. «Это простое уравнение. Западное общество просит от нас большей прозрачности. Что мы просим взамен – сотрудничество. Я хочу сказать, что это параллельные линии. Шаг к прозрачности с нашей стороны, шаг к сотрудничеству со стороны Запада. У нас есть подозрения относительно намерений Соединённых Штатов и Запада», — сказал Ларихани.
Относительно возможности нападения на Иран, Ларихани сказал в заявлении американскому телевизионному каналу CNN, что Тегеран не исключает возможности перекрытия Ормузского пролива – главной водной транспортной артерии для перевозки нефти из стран Персидского Залива, или ракетной атаки против Израиля. «Здесь мне хотелось бы повторить то, что сказал президент [Соединённых Штатов Барак] Обама: обсуждаются все возможности», — сказал Ларихани.
И напоследок, на вопрос о словах, произнесённых несколько лет тому назад иранским президентом о том, что Израиль должен быть стёрт с карты, Ларихани уточнил, что эти комментарии «не носили военного характера», и что это не является «политикой Ирана».