Крест на площади разделил Польшу на двое!

«Крест Качиньского», воздвигнутый группой бойскаутов напротив президентского дворца в Варшаве в апреле этого года, в честь 96-ти погибших вместе с президентом Лехом Качиньским, угрожает миру внутри польской католической церкви.

Полемика вокруг этого артефакта обнажила невиданное польским обществом со времён коммунистического периода движение секуляризма  — за разделение светской и религиозной жизни в государстве. Могли ли представить молодые люди, что их жест отзовётся столь глубоким расколом в обществе?

Новый президент страны, либерал Бронислав Коморовский решил перенести этот крест в ближайший костёл. Начавшиеся работы были остановлены толпой ультра  католиков, многие из которых принадлежат консервативной партии погибшего президента и его брата-близнеца Ярослава. Вмешавшись в перенос памятника, они заставили правительство отступить. «Теперь многие поляки испытывают возмущение фактом, что оппозиционная группа людей способна помешать осуществлению решений правительства», — комментирует развитие событий польская социолог Малгожата Влош.

Движение за сохранение креста перед дворцом столкнулось с сильнейшим сопротивлением другой части общества, считающей, что Польша должна быть современным, европейским и по-настоящему светским государством, и что необходимо избегать таких жестов, как крест рядом с дворцом президента страны. Большей частью сторонниками такой точки зрения являются молодые люди, горожане.

Хотя Польша официально считается неконфессиональной страной, после победы демократии католическая церковь широко представлена в обществе. Католические священники освящают автомобили полиции и здания официальных служб, церковь претендует на возвращение большой части собственности, конфискованной когда-то в пользу государства коммунистами, католическая церковь присутствует в образовательных учреждениях, часто там, где ученики не имеют выбора альтернативного обучения.

Малгожата Влош говорит о современной ситуации так: «Влияние церкви на общество – новые реалии нашей современной истории, хотя во времена коммунистического правления церковь играла важнейшую роль, как единственный действительно независимый институт, противостоящий диктатуре, по-настоящему вовлечённый в борьбу за демократию». Но, вслед за падением коммунистического режима, церковь продолжает использовать политику внешнего противостояния, что бы занять преимущественное положение.

Нейтральность государства в опасности, об этом заявил польский правый лидер Гжегож Наперальский . Он собирает под своими знамёнами сторонников отделения от государства католической церкви, одним из последних предложений которой было освобождение учеников католических классов от уроков информатики.

Тем временем сам символ разделения – простой деревянный крест, пришлось обнести металлическим ограждением и приставить к нему полицию, что бы избежать физических столкновений его оголтелых защитников и противников. Один из организаторов Комитета Защиты Креста Дариуш Верницкий так сформулировал свои требования: «Мы примем перенос креста только если правительство построит напротив президентского дворца огромный монумент в память о жертвах катастрофы под Смоленском». Защитники вспоминают о Лехе Качиньском, как «великом вожде», противопоставляя его «предателю Польши», нынешнему президенту — либералу Комаровскому.

Хотя, сама церковь заявила о своей поддержке перенесения креста в костёл, внутри также идёт ожесточённая полемика, и всё больше голосов раздаётся за отдаление от «мирской» политической суеты и отмежевание от религиозных экстремистов.

Согласно проведённому в прошлом году опросу, 90% поляков говорят о себе, как о католиках, из них 82% — как о «верующих» католиках, а один из семи – считает себя «очень верующим».