Иранские официальные круги пачками платили деньги шефу по персоналу афганского президента Хамида Карзая для того, что бы добиться влияния в Афганистане и ограничить возможности НАТО. Об этом написала в воскресенье американская The New York Times, ссылаясь на афганские и западные источники в Кабуле.
Платежи, составлявшие миллионы долларов, шли в секретный фонд Умара Дудзая, для того, что бы впоследствии быть уплаченными афганским политикам, старейшинам племён и даже командирам Талибана, с целью сохранения их лояльности.
Западные политики говорят, что это фактически «смазочный фонд» — деньги, используемые для взяток и подкупа должностных лиц, а роль Дудзая в правительстве — в представлении иранских интересов. Умар Дудзай – бывший посол Афганистана в Тегеране и «адвокат» анти-западной линии в правительстве Карзая, назвал появившуюся информацию «вздором».
Обвинения правительства в коррупции появились в сложные времена, когда постоянно публикуются сведения о новых встречах официальных лиц с повстанцами и появляется всё больше признаков начала процесса мирного урегулирования.
Как говорят ближневосточные политические аналитики, Иран не может допустить, что США имеет сильное влияние у его границ — в соседних Афганистане и Ираке. Поэтому он вкладывал деньги в поддержку союзников среди шиитских группировок, и, даже, предлагал деньги суннитским повстанцам внутри Талибана, что бы войска США увязли в нескончаемой войне.
Иран давно с неприязнью смотрит на присутствие США в Афганистане. Президент страны Махмуд Ахмадинежад пытался подвигнуть страны региона поработать вместе на достижения безопасности в Афганистане, что бы страна не прибегала к помощи Запада. В августе, на встрече лидеров стран, чьи народы говорят на фарси, где присутствовал и Хамид Карзай, он сказал: «Афганский вопрос должен быть решён внутри региона. Другие не могут его разрешить. Они не могут сделать это в Ираке».
Тем временем афганский президент в воскресенье подал признаки того, что готов пойти на компромисс в деле запрета работы в стране частных агентств безопасности – на запрет его подвигло вскрывшееся большое число нарушений и случаев сотрудничества с боевиками. Однако, многие гуманитарные организации, оставшись без, даже и такой, охраны, отказались продолжать свою работу в стране. Карзай запросил список нуждающихся организаций для того, что бы предусмотреть исключения из запрета.