Иран хочет начать переговоры с крупнейшими мировыми ядерными державами «как можно скорее», об этом заявил в воскресенье министр иностранных дел страны, назвав возможным местом встречи Турцию.
Манушехр Моттаки выказал позитивный настрой Тегерана в отношении возобновления прерванных год назад переговоров, что привело к принятию в июле очередного круга санкций против Исламской Республики.
Группа «пять плюс один» — постоянные члены Совета Безопасности ООН и Германия, предложила провести встречу в Вене 15-17 ноября, к чему Иран отнёсся с благосклонностью, но формально согласия не дал. На сегодняшней пресс-конференции Моттаки сказал: «Консультации проводятся, они на правильном пути. Мы полны надежд, что время, повестка и содержание переговоров вскоре будут согласованы обеими сторонами и обе стороны начнут переговоры так скоро, как это возможно». В альтернативу Вене, где располагается штаб-квартира агентства ООН по атомной энергии, им была предложена соседняя Турция. «Мы сказали нашим турецким друзьям, что мы согласны с тем, что бы провести эти переговоры в Турции». Мусульманская Турция, имеющая глубокие торговые и энергетические связи с соседкой, выказала желание быть посредницей между Западом и Ираном в вопросах ядерной программы Тегерана и предлагала себя, в прошлом, в качестве места для переговоров. Вместе с Бразилией, в начале текущего года, Турция безуспешно попыталась достигнуть соглашения об обмене ядерного топлива, что бы помочь Тегерану избежать четвёртого раунда санкций со стороны мирового сообщества. И Бразилия, и Турция впоследствии голосовали против санкций.
По мере приближения 15 ноября, Иран посылает противоречивые сигналы относительно будущих переговоров. На прошлой неделе близкий помощник президента страны Ахмадинежада сказал, что даже если Иран согласился на переговоры, торга вокруг ядерной программы не будет, а ведь именно она является центральным вопросом для «пятёрки + один». Ахмадинежад также просил страны, входящие в эту группу, выразить своё мнение относительно предполагаемого ядерного арсенала Израиля. Израиль говорит о том, что вооружённый атомом Ирана будет угрожать самому существованию этой страны и не исключает нанесения удара по иранским военным объектам, что бы этого не случилось.