Законодательство в вопросах франчайзинга в России проработано мало, даже самого понятия «франчайзинг» в юридическом поле РФ не существует – вместо него используется не совсем полно отображающий суть термин «коммерческая концессия», механизмы создания франшизы не регламентированы, и это дает широкие возможности для разного рода махинаций.
В виртуальном пространстве представлено много примеров сомнительных франшиз. Самая распространенная махинация, которую сложно вычислить до момента заключения договора – некачественная проработка франшизы. Здесь может быть несколько вариантов: от неготовности франчайзора к работе по системе франчайзинга, нежелания франчайзора вкладывать средства во франчайзинговый пакет, до откровенно «дутых» франшиз, когда продвигается непроверенный бренд, специально «сделанный» для того, чтобы как можно быстрее наладить продажу франшизы и на этом зарабатывать. В этом случае зачастую у франчайзора даже нет свидетельства о регистрации данного бренда, т.е. компания, по сути, торгует, тем, что ей не принадлежит. Не говоря уже о том, что о проработанности франшизы и комплексной поддержке франчайзи у «дутых» франшиз не может быть и речи. Риски остаться у «разбитого корыта» большие, и идут на них не самые дотошные предприниматели, зачастую из стремления сэкономить.
За примерами «дутых» франшиз далеко ходить не нужно, в Интернете их предостаточно: магазин «ZaraZara» (подделка под франшизу «Zara»), салон мобильной связи «Евросвязь» (неправда ли очень напоминает «Евросеть»?) и иные. В последнее время «дутые» франшизы стали появляться даже на сайтах некоторых невнимательных бизнес-брокеров, так на нескольких уважаемых сайтах совсем недавно была размещена информация о франшизе «SlimClub» (подделка под франшизу «Тонус-клуб») – как и у большинства «дутых» франшиз «франчайзор» даже не зарегистрировал торговую марку, хотя число открытых точек растет.
Какие же могут быть ориентиры для инвесторов? Во-первых, стоит обращать внимание на возраст компании и размер сети. Тот факт, что франчайзинговой компании менее трех лет, а программа франчайзинга была запущена сразу после основания, должен срабатывать как красный свет: скорее всего марка была создана исключительно для продажи. Даже если на первый взгляд кажется, что коммерческий успех у сети есть, не стоит вступать в такие отношение – фанчайзор еще только учится, формирует систему, и ошибки у вас будут общие, риски очень большие, а будущее вашего предприятия полностью находится в неопытных руках франчайзора. Да, на рынке сейчас представлено много сомнительных франшиз, но и достойные есть, зачем добровольно ввязываться в аферы? Лучше потратить больше времени на поиск, но в итоге строить бизнес с профессионалами.
На российском рынке есть организация, которая претендует на непредвзятое и авторитетное мнение в области франчайзинга – Российская Ассоциация Франчайзинга (РАФ), аккредитованная в отечественных и международных ассоциациях и представляющая интересы участников франчайзинговых взаимоотношений в органах власти. В последнее время РАФ заявляет, что начала активно работать над стандартами франчайзинговых взаимоотношений, с помощью которых будет осуществляться борьба с недобросовестными франчайзорами. В структуре Ассоциации даже создано подразделение – Комитет по стандартизации и сертификации. Хочется надеяться, что благие начинания будут реализованы. Уже сейчас в члены РАФ принимают не все компании, так что можно запросить в Ассоциации информацию об интересующем франчайзоре и получить мнение о репутации среди экспертов отрасли.
Вадим Строгий