С момента, когда Иран объявил о прогрессе в развитии своей ядерной и военной программ, исторический страх арабских стран перед Исламской Республикой достиг патологических высот, об этом свидетельствуют служебные записки дипломатов США в странах арабского мира, рассекреченные WikiLeaks.
«Условная война сейчас была бы наиболее предпочтительна с ядерным Ираном», — высказались в своей беседе с высокопоставленным американским чиновником правители ОАЭ и Бахрейна. Всё-таки, большинство арабских лидеров рассматривали риск военного конфликта как много худший, и были расположены поддержать какое угодно усилие Вашингтона для сдерживания Ирана, хотя и без шума.
«Король [Абдала] сказал генералу [Джеймсу] Джонсу [советнику национальной Безопасности США], что если Ирану удастся разработать ядерное оружие, все в регионе будут делать то же самое, включая Саудовскую Аравию», — писал посол США в Рияде Джеймс Смит в рапорте к Хилари Клинтон, при подготовке её визита в феврале этого года. То же предупреждение сделал наследный принц Абу Даби, шейх Мохаммед Бин Зайед аль Нахаян, секретарю Казначейства Тимоти Гейтнеру во время ужина в июле 2009 года. Нефтяные арабские монархии серьёзно рассматривают ядерный путь и хотят, что бы их могущественный союзник – США, учёл риски.
Понимая это беспокойство, Клинтон инструктирует страны-члены Совета по сотрудничеству в Персидском заливе, что бы они успокоили своих амфитрионов (Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман) перед объявлением новой политики противоракетной защиты президента Барака Обамы, в прошлом сентябре. «Программы BMD (защиты от баллистических ракет) в Европе не потребуют отзыва активов США из Залива», — уверяет один из документов, которые государственный секретарь хотела передать своим арабским союзникам.
Насколько тонок вопрос утечки подобной информации говорит то, что в январе этого года Бахрейн и Оман были в ярости после того, как The New York Times напечатала информацию о проекте размещения ракет «Patriot» в Персидском заливе. Они испугались того, что это даст повод Ирану воспринимать их, как своих врагов.
«Король [саудовский] сказал генералу Джонсу, что внутренние иранские волнения [после выборов в июне 2009 года] означают возможность для ослабления режима, но так же настаивал, что бы это делалось в форме скрытной и подчеркнул, что публичные заявления в поддержку реформистов являются контр-продуктивными», — было сказано в длинном рапорте в адрес Клинтон. В том же ключе и посол США в Омане Гэри Граппо заключил в своём рапорте, что султанат «не будет против введения ещё больших мер против Ирана со стороны международных организаций; безусловно, он не хочет показывать активность в продвижении этих мер».
Не хотят демонстрировать активность, но действуют. В своём визите в Москву в июне 2009 года, Александр Вершбоу, секретарь-помощник обороны, сказал своим посредникам, что «исламский мир очень озабочен ядерной программой Ирана» и что «разные арабские соседи попросили у США ракеты «Patriot» и другие средства для защиты от иранской атаки». На протяжении 2010 года, США продали странам Персидского залива оружия и услуг военного характера на 123 миллиарда долларов, более чем в три раза больше, чем за четыре предыдущих года. В сообщении госсекретаря Клинтон упоминается, что средства обороны, размещённые Соединёнными Штатами «укомплектованы системами BMD регионального радиуса, включая возможности PAC-II в Сайдовской Аравии и Кувейте и Раннего Оповещения в ОАЭ», две программы, символизирующие долговременное военное сотрудничество с североамериканским партнёром. В записке открывается так же то, что Вашингтон «изучает возможность облегчения дополнительного покрытия BMD стран Совета по сотрудничеству в Персидском заливе, если обстоятельства того требуют».
Но самое откровенное признание относительно Ирана прозвучало от короля Бахрейна Хамада бин Исы аль Халифа: «Надо остановить эту программу», — сказал он генералу Петреусу в ноябре 2009 года. В своём рапорте об этой встрече посол США в стране пишет, что монарх защищает «с нажимом, что надо действовать, что бы покончить с иранской ядерной программой, каким угодно необходимым способом». «Опасность оставить его продвигаться вперёд превосходит опасность остановить его», — буквально сказал король. Текст служебной записки содержит и объяснение, почему король придерживается такой позиции: династия Аль Халифа принадлежит к суннитской ветви ислама, тогда как большинство жителей Бахрейна – шииты и они жалуются на дискриминацию в образовании, приёме на работу и низкую доступность жилья. Их исторические и личные связи с Ираном, откуда произошли многие семьи, делает большинство населения его страны фактически пятой колонной. Хотя Бахрейн является страной, с почти полумиллионным населением, как место базирования Пятого Флота США, его стабильность является ключевой для США.