Канцлер Германии Ангела Меркель впервые предупредила, что её страна может покинуть зону евро, если она проиграет соревнование по установлению нового режима единой валюты.
В конце октября, на саммите Евросоюза в Брюсселе, посвящённом кризису в Ирландии, Меркель взорвалась в словесной перепалке с премьер министром Греции, Герге Папандреу.
Главным для Меркель на той встрече было внесение изменений в Лиссабонское соглашение, чего она и добилась. Изменения, в том числе, предусматривают сокращение веса голоса страны, получающей финансовую помощь от Евросоюза, при голосованиях. Очевидцы наблюдали, как во время обеда в ходе Брюссельского саммита, Папандреу обвинил Меркель в том, что она проводит инициативы, которые являются «недемократичными». По словам одного из присутствующих, Меркель ответила: «Если евро превращается в некий клуб, то, возможно, Германия должна его покинуть». Впервые за десять месяцев с момента начала борьбы за выживание единой валюты, Германия – экономический движетель Европы и опора жизнеспособности евро, предположила, как опцию, свой отказ от евровалюты. В беспокойные времена, как нынешние, любой намёк рассматривается под увеличительным стеклом.
Пресс секретарь Меркель — Стефен Сейберт не стал комментировать оброненную ею месяц назад фразу, он сказал только, что это не было реальной угрозой: «Канцлер видит в евро главный европейский проект, хочет сохранить и защитить его, и правительство совершенно не думает покидать евро. Германия безусловно и решительно поддерживает евро».
Несмотря на шум, поднятый оппозицией, по поводу «лишений» стран, которым оказывается помощь, в Брюсселе Меркель нацелила своё оружие на главные темы саммита, хотя считается, что её предложение не имеет будущего на следующем саммите, который состоится в течение ближайших двух недель. Лишение «проблемных стран» части голосов при голосованиях может задеть большую часть европейских правительств. Лиссабонский договор должен будет обсуждаться заново, что откроет ящик Пандоры, когда референдумы должны будут проводить заново: Ирландия, Чешская Республика и Великобритания, что может создать огромное напряжение в вопросе выживаемости Евросоюза, как это было при прошлых референдумах в этих странах. 16-17 декабря в Брюсселе соберутся министры финансов стран-членов союза. Брюссель лихорадит, ходят слухи о предварительном собрании министров в эти выходные, что не подтверждают официальные источники. Говорят и о том, что Португалия, которой по принятому в мае решению должны будут выделить 750 миллиардов евро, нуждается в увеличенной страховке из-за чрезвычайного состояния в Испании. Британская The Guardian пишет, ссылаясь на двух неназванных послов в Евросоюзе, что Португалия будет нуждаться в спасении очень скоро, несмотря на повторяющиеся опровержения правительства страны. Вопрос «хватит ли фондов на всех» продолжает занимать умы экономистов и аналитиков.
С начала кризиса зоны евро в Греции, приведшего к дефолту государственного долга страны, Меркель не устаёт повторять, что превосходство политики над финансовыми рынками должно быть восстановлено.
Текущая фаза кризиса евро началась с того, что Меркель и президент Франции Николя Саркози встретились в середине октября и представили остальным 25-ти членам Евросоюза ультиматум: Лиссабонское соглашение должно быть пересмотрено и должна быть создана постоянная система спасения, предусматривающая урезания бюджета или потери для кредиторов и инвесторов, если страна зоны единой валюты нуждается в спасении.
Дипломаты, аналитики и официальные лица, в основном, согласны, что Меркель права, фокусируясь на «моральном вреде», настаивая на том, что рынки, а не только правительства и налогоплательщики должны делить убытки, если какая-либо из стран зон евро «взрывается».