На встрече во Фрейбурге (Германия) французский президент Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель переподтвердили «полное» согласие в вопросах защиты единой европейской валюты и финансовой стабильности в регионе. Однако ничего не было сказано о каких-либо новых инициативах, лишь повторено, что не рассматривается ни вопрос о выпуске облигаций, ни рост гарантий для займов.
На совместной пресс-конференции, состоявшейся в ходе встречи кабинетов министров двух стран, Саркози сказал: «Наша определённость – полная», а Меркель повторила призыв к правительствам евро-зоны, прозвучавший во время греческого кризиса «сделать всё, чтобы гарантировать финансовую стабильность в зоне евро». «Это было правдой тогда, остаётся правдой и сегодня», — сказала канцлер.
Кроме того, Меркель опять же заявила о своём несогласии с увеличением Европейского финансового стабилизационного фонда, который на данный момент стоит 440 миллиардов евро. «Для нас это не вопрос», — сказала она, помощь Ирландии составляет менее 10 процентов того, чем может располагать стабилизационный фонд. Саркози был менее категоричен, сказав только: «Мы сделаем всё, чтобы защитить евро».
Ирландия – вторая после Греции страна зоны евро, которой понадобилась финансовая помощь, и первая, которая получит её из европейского стабилизационного фонда, учреждённого в мае этого года при обсуждении решений о возможностях спасения Греции.
Рынки обеспокоены тем, что в своей нынешней форме и размерах фонд не выдержит, если кризис распространится на большие по размеру экономики, например, Испанию или Италию. Это оставляет Европейский Центробанк единственным в настоящее время институтом, способным принять меры к этим страхам путём вмешательства в правительственные рынки облигаций для сохранения на них порядка.
Эта встреча Саркози и Меркель в городе Фрейбург на юго-западе Германии является традиционной для франко-германских отношений в преддверии саммита глав Европейского Союза, который пройдёт на следующей неделе в Брюсселе.
Меркель уверена, что лидеры формально подтвердят изменения в Лиссабонском договоре, для того чтобы облегчить держателям облигаций стран зоны евро с высоким государственным долгом возможность разделить груз любых будущих рисков. На прошлом саммите европейские лидеры сгладили предложение Германии закрепить законодательно потери держателей акций, наряду с увеличением налогового груза на население и государственными гарантиями, как предусловие предоставления финансовой помощи государствам, стоящим на грани банкротства.
И Саркози, и Меркель были тверды в своей оппозиции предложению премьер-министра Люксембурга Жана-Клода Жанкера и итальянского министра финансов Джулио Тремонти о совместном европейском выпуске порции долговых обязательств, так называемых «Е-акций».
«Мы не должны ставить телегу перед лошадью», — сказал Саркози: «Если однажды не будет интеграции и большей гармонизации экономической политики [внутри союза], мы сможем, может быть, говорит об этом». Он также отверг обвинения в заносчивости больших стран, отвергающих предложение Жанкера-Тремонти: «Германия и Франция… показали свою европейскую солидарность, и я не думаю, что им надо давать урок по этому предмету», — сказал Саркози, отметив, что обе страны являются самыми большими донорами в стабилизационный фонд.