Европа находится в состоянии повышенной тревожности относительно террористической угрозы радикальных исламистов. В понедельник газета «ABC» опубликовала статью о распространении идеологии «джихада» — священной войны против неверных на территории Испанского Королевства.
«Аль Каида внедрила свою идеологию «джихада», более чем в сотне мечетей» — так называется статья, которая начинается сообщением о том, что в 2010 году в стране было проведено десять собраний салафистов (салафизм — течение в исламе за очищение религии, в России часто ассоциируется с ваххабизмом, распространённым в Дагестане и Чечне), по сравнению с 2008 годом, когда состоялась единственная подобная встреча. Такой рост беспокоит антитеррористические силы, предполагающие, что в стране услышан призыв Аль Каиды к «идеологическому джихаду» и созданию «армии» для установления «всемирного халифата».
Эксперты предупреждают, что 10 процентов из почти тысячи открытых в Испании мечетей в своих пятничных молитвах дают посыл, который может рассматриваться, как призыв к «джихаду». Это количество считается «чрезвычайно беспокоящим». К этому можно добавить от 70 до 80 имамов, выходцев из Марокко и Алжира, внутренне «зафиксированных» на радикализме.
Салафизм вошёл в Испанию через север — Каталонию (Жирона, Барселона, Лерида). Здесь самое большое число мечетей последователей религиозного «очищения ислама» — радикально настроенных групп, нетерпимых к другим верующим мусульманам. Сюда прибывают проповедники и «учёные салафисты» из Иордании, Египта, Кувейта, Саудовской Аравии и даже Бельгии, которые выступают перед новообращёнными и последователями. На их проповеди собирается до 2-3 тысяч молящихся. Как говорят эксперты, такие собрания, в совокупности с харизматичным проповедником, молодостью прихожан, большинство из которых – молодые мусульмане из бедных семей иммигрантов, живущие среди относительно благополучного христианского коренного населения – являются «эффективным инструментов радикализации». Кроме того, отсюда салафизм распространяется дальше по территории Испании – на север в Бискайю, вглубь страны – через Гвадалахару к Мадриду. На карте, опубликованной в газете, хорошо видны «лучи» продвижения этого крыла ислама.
Там, где салафисты прочно обосновались, они идут дальше. Так, имам в Лериде в своей речи, произнесённой, кстати, на территории приютившего его Европейского Союза, не только раскритиковал США и Европу за анитеррористические операции в Афганистане и Ираке, но и призвал к созданию в округе «религиозной полиции», в задачу которой должно входить выявление и наказание тех, кто, по его мнению, недостаточно строго следует законам ислама. Особенно часто это случается с женщинами, которые, оказавшись в Европе, снимают паранджу и хиджаб и даже пользуются косметикой. Вместе с ещё шестью соратниками, имам Хоузи хочет распространить этот опыт — создания исламской полиции внутри светского государства, и на другие муниципалитеты Испании.
Специалисты по контртерроризму подчёркивают, что обеспокоенность вызывает не религия, не традиции мусульман, а содержащиеся в проповедях некоторых религиозных лидеров послания, восхваляющие террор.