Израильская комиссия по расследованию штурма 31 мая судов миротворческой флотилии сказала, что операция «достойна сожаления», но законна.
«Доклад, который мы сегодня представляем, касается легальности морской блокады сектора Гааза и действий, предпринимаемых для гарантий законности блокады в соответствии с международным правом», — так начал речь о предпринятом расследовании бывший судья Яаков Тиркел, глава независимой израильской комиссии, созванной для изучения штурма израильскими пехотинцами судов каравана с миротворческими грузами для Гаазы. Во время штурма, произошедшего в нейтральных водах, погибло девять турков – активистов пропалестинского движения.
После семи месяцев работы и получения показаний 27 свидетелей (среди которых израильские и зарубежные эксперты), Тиркель снял вину с Израиля и заключил, что «морская блокада и меры для её обеспечения (в частности, штурм корабля «Мави Мармара») были законны и соответствовали нормам международного права».
Комитет, в который входили иностранные наблюдатели, такие как лауреат Нобелевской Премии Мира ирландец Дэвид Тримбл и канадский юрист Кен Уоткин, возложил ответственность на группу организаторов флотилии, турецкую организацию IHH, которая снарядила «Мави Мармара», самый крупный из шести кораблей этого каравана в Гаазу: «Первые солдаты, которые спустились на «Мави Мармара» осознали, что их жизни подвергаются опасности. Они действовали ответственно и профессионально перед экстремальной яростью, исходившей от боевиков группы IHH».
После обнародования факта, что «на «Мави Мармара» не было обнаружено гуманитарной помощи», Тиркель подтвердил, что «IHH является экстремистской группой, объявленной вне закона Германией и не скрывающей своих отношений с Хамас. Большинство погибших выражали своё решение умереть как шахидимы («мученики») на «Мави Мармара»».
В качестве легального обоснования морской блокады Гаазы Тиркель обратился к договору в Сан-Ремо: «Израиль установил морскую блокаду по военным мотивам и мотивам безопасности. Целью было предотвращение ввоза оружия, террористов и денег в Гаазу, но не ограничение гуманитарной помощи. Морская блокада является законной с точки зрения международного права. Комиссия исследовала политику Израиля по пересечению наземных границ после взятия контроля над Гаазой террористической группой Хамас в 2007 году. Столкновения между Хамас и Израилем имеют международный характер и блокада ослабляет военные возможности Хамас напасть на Израиль».
Хамас уже объявил, что данный доклад является «безнадёжной попыткой утаить преступления сионистов». Со своей стороны, арабский депутат израильского парламента Талеб А Сана уверил, что «комиссия была создана для того, чтобы очистить имя Израиля и снять ответственность с правительства». На что само правительство заявило: «Нам нечего скрывать, и факт, что два столь уважаемых международных наблюдателя подтвердили выводы, показывает, что Израиль не действовал нечестно в ответ на провокацию флотилии».
Согласно выводам комиссии, факт того, что штурм произошёл в нейтральных водах, не означает, что он был незаконен: «Международное законодательство не было нарушено, поскольку присутствовали явные признаки того, что флотилия намеревалась прорвать морскую международную блокаду. Можно задерживать судно, желающее нарушить морскую блокаду, хотя оно и находится во внешних водах. Израиль выступил с намерением не нападать на корабль, а взять контроль над ним».
Относительно флагмана гуманитарной флотилии, Тиркель подтвердил: «На «Мави Мармара» находилась не только многочисленная группа миротворцев, но и ещё одна – из 100 боевиков группы IHH, имеющих при себе такое оружие. как железные пруты, топоры, палки, ножи и другие режущие предметы. Имели случаи применения огнестрельного оружия против солдат, но комиссия не смогла установить, было ли это оружие, привезённое ими или отобранное у солдат».
Доклад комиссии был направлен в воскресенье в ООН, в адрес комиссии, созванной генеральным секретарём организации Бан Ки-Муном и возглавляемой премьер-министром Новой Зеландии Джефри Палмером.
Со своей стороны, Турция создала собственную комиссию, которая возлагает на Израиль ответственность за всё случившееся и обвиняет в «чрезмерном и непропорциональном использовании силы против «Мави Мармары»». Турция продолжает требовать от Израиля официальных извинений перед семьями девяти погибших турков.
Израильские аналитики говорят о важности выводов комиссии Тиркеля перед лицом комиссии Бан Ки-Муна, но признают, что маловероятно, что это улучшит имидж израильской армии за границей, где не стихают обвинения в нападении на корабли в международных водах.