Каннский кинофестиваль. Никита Михалков: «Предстояние. Утомлённые солнцем 2».

Европейские газеты пишут о появлении на Каннском кинофестивале, накануне его закрытия, российского режиссера Никиты Михалкова  со своей картиной «Предстояние. Утомлённые солнцем 2».
Немногим ранее открытия 63-го Каннского фестиваля, пишет испанская El Pais в заметке под названием «Никита Михалков, царь против Спилберга», свет увидело открытое письмо, подписанное почти сотней российских кинематографистов, среди которых такие выдающиеся режиссеры, как Алексей Герман, Эльдар Рязанов, Юрий Норштейн и Александр Сокуров, к которым присоединился и грузинский режиссер Отар Иосселиани. Текст письма названного «Нам не нравится», обвинял коллегу выдающихся мастеров Никиту Михалкова в «авторитаризме и  построении вертикали абсолютной власти» при управлении Союзом Кинематографистов Российской Федерации. Газета подчеркнула, что Михалков — режиссер таких картин как «Очи чёрные», «Урга» и «Утомлённые солнцем», является хорошим другом бывшего президента, а ныне премьер министра России Владимира Путина.

«Но сегодня для русского режиссера пришёл час ответной атаки», — так расценивает El Pais презентацию Михалковым своего фильма «Предстояние» в основной программе фестиваля, подчёркивая, что фильм стоял последним к просмотру в списке конкурса. «Предстояние» — продолжение фильма «Утомлённые солнцем», большого успеха режиссера, получившего за него в 1994 году «Гран При» Жюри Каннского фестиваля и «Оскара» за лучшее неанглоязычное кино.

Газета пишет, что на вопрос российской журналистки в Каннах, о его мнении об упомянутом открытом письме, Никита Михалков ответил: «Если меня обвиняют в авторитаризме, я хочу, что бы мне его показали, я хочу доказательств и фактов, потому что, если мне захочется, я так же могу сказать, что видел вас вчера голой перед отелем «Карлтон» в Каннах».

Идея фильма, который стал самым дорогим российским фильмом за пост-советский период, пришла Михалкову после просмотра фильма «Спасая рядового Райана». Михалков сказал, что после просмотра в Париже этого фильма Спилберга удостоверился, что молодые люди выходили из зала с убеждением, что это и была мировая война. «Да, Спилберг – великий кинорежиссер; ясно, что он рассказал о высадке в Нормандии со своей позиции», но: «Меня беспокоит такая интерпретация истории, следуя которой войну выиграли только союзники».

О самом фильме газеты отзываются неоднозначно. Испанская газета El Mundo отметила эпичность, оглушительную дороговизну ленты, огромное количество спецэффектов, так же, как и близость режиссера к правительству России. «Миллионы нефте-долларов были потрачены на макропродукцию с бóльшим количеством взрывов, чем планов. Если действие первого фильма происходило между пламенем революции и приближающейся войной, сейчас – только война», — пишет El Mundo, расценив фильма как картину «без нерва, но с шумом». Справедливости ради надо заметить, что газета упомянула любовь испанцев к обсуждению темы нефте-долларов и чужих трат.

Официальный сайт фестиваля пишет, что на состоявшейся в субботу утром пресс-конференции, Никита Михалков сказал: «Мы провели огромную работу с архивами того времени. Но мы изучали документы не для того, чтобы просто вставить их в фильм. Основной нашей задачей было сохранить дух эпохи. Нет ничего хуже, чем режиссер, который по невежеству предает историческую истину».