El Mundo, 26 марта 2011.
«Odyssey Dawn» — «Одиссея. Рассвет» Уже одно имя операции, предпринятой коалиционными силами в Ливии для того, чтобы остановить Каддафи, звучит противоречиво. Одиссея на рассвете? Заря одиссеи? В конце-концов, сошлись на том, что это «Рассвет Одиссеи». И вправду действия «парижской коалиции» в этой североафриканской стране стали чередой перепетий и непонятностей.
На своей 6498-ой сессии 17 марта этого года Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию 1973, давшую зелёный свет «защите гражданских лиц и зон, населённых гражданскими лицами, которые находятся под угрозой нападения Арабской Ливийской Джамахирии, исключая применение силы и иностранную оккупацию». С этой целью устанавливался «запрет для всех военных полётов в воздушном пространстве» Ливии.
Два дня спустя президент Франции Николя Саркози взял в свои руки вожжи союзнической операции, объявив об этом из Парижа. В этот момент французские истребители летали над Бенгази (повстанческой столицей, окружённой войсками Каддафи) и громили броневики диктатора, одновременно США выпустили 112 «Томагавков», а британские «Торнадо» привели в негодность батареи противовоздушной обороны.
Цели.
Намерением миссии было «затормозить безумное злодейство Каддафи», как об этом объявил Саркози. Упомянутое безумие ожесточилось, в связи с Бенгази и бомбардировками коалиции — предпринятыми «во избежание бойни в городе». После того, как было покончено с укреплениями полковника, которые окружали город и «зачистки» неба от самолётов режима, атаки коалиции сконцентрировались на Триполи. С этого момента каждую ночь самолёты союзников пролетали над столицей и разрушали военные базы и противовоздушные батареи.
Спикер ливийского правительства уверил, что атаки коалиции стали причиной гибели десятков мирных граждан. Конечно, коалиция это отвергла. Фактически, финальное «не причинять ущерба населению» привело союзников в предполагаемую «мёртвую точку» и к тому, что бы оставить города, вроде Мисраты в руках неконтролируемых «вольных стрелков» и партизан. Коалиция исключительно сбрасывает бомбы на окрестности городов, давшие прибежище броневикам и людям диктатора.
Кто здесь главный?
Операция «Рассвет Одиссеи» возглавлялась французами, американцами и британцами, с испанской воздушно-морской поддержкой и активным участием двух арабских стран – Катара и Объединённых Арабских Эмиратов. Целую неделю участие НАТО было самым обсуждаемым предметом. В то время как одни, как США и Италия выступали «за», другие, как Франция, Германия или Турция эту идею отвергали. Наконец, согласно договорённости ночью в четверг, НАТО возьмёт на себя военное командование операцией и примется за контроль зоны свободной от полётов.
В Ливии, контролировать наземную обстановку (но не в воздухе) продолжает ливийский лидер Муаммар Каддафи. Коалиция настаивает на том, что её целью не является полковник. Он, предположительно, остаётся в Триполи, под ночными бомбёжками союзников, ухватившийся за власть и направляющий своих приверженцев против повстанцев. Со своей стороны, восставшие продолжают вести ожесточённые бои с войсками Каддафи в Мисрате, Аждабие и Зинтане и, единственно, держат под своим контролем участок от Бенгази до египетской границы.
И что теперь?
Союзники не расположены отступать, и продолжают наблюдать за ливийским воздушным пространством. Режим полковника всего один раз нарушил установленную свободную от военной авиации зону, это было в четверг, когда французский «Рафаль» сбил ливийский истребитель над Мисратой. Таким образом – они продолжают бомбардировки сил Каддафи, а НАТО патрулирует воды Средиземного моря, поддерживая эмбарго на поставки оружия и военных грузов, введённое ООН.
А дальше? Дальнейшие шаги, в случае, если «диктатор сохранит престол», не известны. Соединённые Штаты не расположены углубляться в демонстрируемую «игру мускулами», из-за чего активизировались дипломатические дискуссии, а Франция и Великобритания говорили вчера о «некой политической инициативе», которая разрешила бы кризис.
Среди всего пессимизма от того, что сделать почти ничего не удаётся и война грозит затянуться, есть и те, кто выдаёт оптимистические посылы, как это сделал британский представитель в Ливийской Лиге прав человека Хаери Абошагор, сказавший: «Ситуация очень сложная, но люди верят в то, что всё пойдёт хорошо. Фактически, [без действий союзников] борцы за свободу [повстанцы] уже были бы рассеяны».