На экстренном совещании министерств внутренних дел Италии и Франции, прошедшем в пятницу в Милане, было решено, что обе эти страны предпримут совместное патрулирование побережья Туниса, чтобы избежать выхода в море судов и судёнышек, полных беспаспортными эмигрантами. После нескольких дней дипломатических препирательств по поводу того, где оставаться и куда двигаться 23 000 нелегально прибывшим в Европу тунисцам, Роберто Марони и Клод Геат встретились, чтобы прийти к согласию в этом военном решении, преследующем ещё одну цель — надавить на Европейский Союз, чтобы тот «скоординировал борьбу с нелегальной иммиграцией».
По поводу применения Шенгенского договора о безвизовом пересечении границ к упомянутым выше десяткам тысяч североафриканцев, вывезенных с итальянской Лампедузы, министры так и не пришли к единому мнению. Италия выдаёт им временные бумаги, позволяющие «навестить родственников» в любой стране Шенгенской зоны, а Франция – заворачивает их обратно, не позволяя «рассасываться» по своей территории.
Как сказал о ситуации французский министр: «Временные разрешения итальянского правительства открывают возможность свободного перемещения, согласно статье 5 Шенгенского договора для тех, у кого имеются деньги и документы». По мнению Франции, к тому же каждая европейская страна суверенна в решении и определении условий относительно лиц, не являющихся гражданами Евросоюза.
Итальянский же министр договорился до того, что сказал, что Франция либо должна соблюдать общие условия, либо должны выйти из Шенгена, заметив, что «самое ошибочное, что Франция могла сделать, это расставить солдат на границе».
Италия, поддерживавшая тесные экономические связи с Ливией разделилась по поводу военного вмешательства Европы и США во внутриполитические дела в этой стране. Лидер итальянской партии «Северная Лига» Умберто Босси сказал о ситуации, сложившейся после переворотов и начатого Францией вторжения коалиционных сил в североафриканские страны: «Франция осталась с нефтью Каддафи, а Италия с миллионами иммигрантов».
Народ Италии выражает крайнее недовольство и действиями французов – оппозиционный Берлускони министр иностранных дел Франко Фраттини намекнул в одном интервью, что Саркози может посоревноваться с лидером правых ксенофобов Марин Ле Пен; и действиями собственного правительства, назвав ход с выдачей иммигрантам временных разрешений обманом своего народа, так как разрешения не действуют. Кроме того, на днях конституционный суд Италии отменил решение мэрий ввести так называемую «цыганскую тревогу».
На Италию обиделась и Мальта – итальянские власти не разрешили заход в порт Лампедузы мальтийского военного корабля со 170-ю спасёнными им ливийскими беженцами на борту. Ливийцы были спасены в том же районе, где накануне перевернулся баркас с 300 человек. Мальта обвинила Рим в «безответственности и отсутствии уважения своим гуманитарным и международным договорённостям». По словам мальтийского министра внутренних дел, корабль был в восьми часах хода от Мальты, но всего в двух от Лампедузы, но «Италия не понимает этого правила! Нам сказали, что Лампедуза переполнена, нет ни лекарств, ни пищи, но мы-то знали, что там уже осталось всего 84 иммигранта!»
На 26 апреля в Риме назначен следующий раунд, на этот раз — встреча премьер-министра Италии Сильвио Берлускони с французским президентом Николя Саркози.