С этого понедельника жизнь около 2000 мусульманских женщин во Франции круто изменится. По мнению правительства страны, именно столько мусульманок во Франции носят «бурку» или «никаб» — полностью закрывающую тело и лице одежду с сеткой в прорези для глаз. Сегодня вступает в действие закон, запрещающий появляться одетой таким образом в супермаркете или кино, гулять в Люксембургском саду. Да и вообще – выходить на улицу.
Франция – первая западная страна, которая ввела запрет на ношение этого типа одежды в публичных местах. Правительство Николя Саркози одобрило его, как одну из мер по борьбе с террористической угрозой.
Большинство французов приветствуют это решение и вступление запрета в силу. Для многих политиков – «никаб», или паранджа, знак угнетения женщин и символ исламского фундаментализма. Всего один голос был против этого закона при голосовании в Сенате. Сам глава правительства Николя Саркози сказал: «Бурка – не религиозный символ, а символ угнетения. Она не приветствуется во Франции».
Немногие задетые запретом, с которыми удалось поговорить журналистам, говорят о законе, как об атаке на свободы мусульманских женщин. Одна из них, по имени Сорайя сказала по радио: «Без покрывала я чувствую себя голой. Это мой выбор. Мой муж не имеет к этому никакого отношения». Однако судя по всему, ей придётся научиться жить по новому, ведь закон предусматривает не только штраф в 150 евро за нарушение, но и обязательство посещать курсы, обучающие поведению в гражданском обществе.
Наказание для мужчин, принуждающих женщину носить накидку гораздо более сурово — штраф до 30 000 евро или год тюремного заключения. Если же женщина не достигла совершеннолетия, наказание может быть удвоено: 60 000 евро штрафа и два года за решёткой.
Однако ни власти, ни общественность не считают, что таких случаев будет много. По данным министерства внутренних дел, в стране не более 2000 женщин одеваются подобным образом.
Пример Франции вызвал живой отклик в мире. Бельгия дала ход подобной правовой инициативе, в Германии стали прислушиваться к голосам «из народа», требующим ввести такой же запрет.
Критика раздалась со стороны Соединённых Штатов. В своей речи в Каире президент Обама сказал, что западные страны не должны говорить мусульманкам, как им одеваться.
И, конечно, больше всего голосов против введения в одной из стран Европы подобного запрета, раздалось от исламских экстремистов, вплоть до угроз применения силы. Аль Каида в Исламском Магребе, похищавшая на протяжении всего года граждан Франции, каждый раз в своих заявлениях требовала за освобождение, кроме всего прочего, отмены этого закона. А Бен Ладен в своём аудио обращении сказал, что «Всё происходящее является реакцией на несправедливое обращение с исламской нацией».
Правительство Саркози старается избежать в эти дни большой дискуссии по поводу вступления закона в силу. Информационная кампания очень ограничена. Кроме того, во избежание упрёков в дискриминации, закон сформулирован как запрет закрываться (чем бы то ни было). Подобный закон продолжительное время существует в Италии, например, хотя был введён в качестве меры борьбы с преступностью.