Хорошая новость: с Усамой Бен Ладеном покончено. Плохая новость: его преемник — Айман Аль Завахири. Как считают, именно этот человек радикализировал взгляды Бен Ладена в восьмидесятых годах и заставил того порвать с более умеренными исламистами афганского джихада.
До того времени Усама был юношей, принадлежавшим «захудалой ветви» (его мать родом из Сирии) богатейших семейств Саудовской Аравии. Он был идеалистом без политического опыта, строго религиозным, но скорее, как «Мусульманские Братья», которых представляли в афганском сопротивлении: саудовец Абдалла Аззам; афганский полевой командир Ахмад Шан Масуд, известный как «лев Панджшера» из-за успешных операций против советских войск; и партия «Джамият Ислами» (Исламская Ассоциация). В то время Бин Ладен симпатизировал ультра-радикальным движениям, типа Аль Каиды, но не был их частью.
Всё изменил Аль Завахири. Он был членом наиболее радикального крыла «Мусульманских Братьев», движения, очень неоднородного по составу.
Аль-Завахири, родившийся в Египте и замешанный в убийстве президента своей страны Ануара дель Садата, был членом этой группы до своего превращения в главного идеолога Аль Каиды, а по многочисленным свидетельствам, и в её возможного лидера, отдавшего Бен Ладену чисто декоративную роль.
Бен Ладен и Аль-Завахири имели много общего. Оба получили прекрасное образование (Бен Ладен был инженером, по одним версиям, и изучал бизнес – по другим; Аль-Завахири – медик). Оба принадлежали к элите в своих странах, хотя Аль-Завахири никогда не выходили за границы высшего среднего класса, Бен Ладены были мильтимиллионерами.
Однако на этом сходство заканчивается. Аль-Завахири не был вхож ни в круг богатейших арабских шейхов, ни в королевские дома, что имел Бен Ладен. Наоборот, он является превосходным политиком, закалённый в тысячах баталий. И в пытках. После убийства Садата, он был арестован египетской полицией, где его пытали. Ему принадлежит фраза: «Смерть более милосердна, чем пытка».
Под пытками Аль-Завахири показал на одного из главарей заговора, офицера египетской армии Исама аль-Камари, которого позднее в своих воспоминаниях «Всадники под знаменем Пророка» назвал человеком достойным уважения в самом строгом смысле этого слова. Камари в результате доноса Аль Завахири был задержан. В качестве изощрённого наказания, тогдашние египетские власти поместили обоих (предателя и его жертву) в одну камеру. Через три года, тогда ещё будущий «номер два» Аль Каиды, вышел на свободу.
По словам экспертов, Аль Завахири отличается от Бен Ладена и пониманием идеологии Аль Каиды. Именно он убедил Усаму Бен Ладена, что необходимо атаковать «далёкого врага» (читай – США), а не местные правительства, для того чтобы восстановить чистоту ислама. Именно он убедил убить умеренного фундаменталиста Абдаллу Аззама, когда тот приблизился к Масуду, в 1989. И наконец, за 48 часов до атаки на Всемирный Торговый центр, сам Масуд (последний из лидеров, сопротивлявшийся талибам и Аль Каиде при поддержке Ирана, Индии и России и символической – со стороны США) был убит по приказу Бен Ладена в качестве превентивной меры по ликвидации любой силы, которая могла бы помочь Соединённым Штатам, когда они начнут реагировать на уже подготовленный теракт 11.09.2001.
Таким образом, Айман Аль-Завахири – тот человек, что радикализировал Бин Ладена. Фактически, вся его жизнь является образцом радикализма. Журналист американского еженедельника «The New Yorker» (издания, наиболее осведомлённого в идеологии идеолога Аль Каиды) Лоуренс Райт рассказал, как жена Аль-Завахири – Азза, предпочла умереть, погребённой под обломками после американской бомбардировки, но не позволить мужчинам-спасателям увидеть её лицо. Фактически, предполагаемый преемник Бин Ладена провёл в подполье около 47 лет жизни, где-то с 15 лет. Именно тогда он начал организовывать египетскую молодёжь в группы «Мусульманских Братьев». После того как он вышел из тюрьмы Египта после убийства Садата, он переместился в Саудовскую Аравию, затем в Пакистан и наконец – в Судан.
Из этих трёх стран он руководил «Исламским Джихадом в Египте» — группой, организовывавшей столь дикие нападения на гражданских лиц (когда случалось, и на территориях стран, позволявших иметь тренировочные базы, например – в Пакистане), что спровоцировал её запрет и дальнейшее, практически, исчезновение.
Аль-Завахири ездил в Соединённые Штаты, где имел хорошие контакты в ЦРУ, для сбора средств на ведение Священной Войны. Этого не было до 1998 года, до объединения «Исламского джихада Египта» с группой Бен Ладена.
В реальности это были две маргинальные банды исламского мира, владевшие очень малыми активами: контакты Бен Ладена, поддержка пакистанской разведки ISI и свирепая идеология Аль Завахири. Отношения между двумя руководителями были конфликтными.
Журналист Петер Берген, интервьюировавший Бен Ладена в 1998 году, сказал в этот понедельник испанской газете El Mundo, что погибший лидер Аль Каиды «всегда искал, возможно, наставника, личность для подражания, которая заменила бы его собственных предков», для которых он был «второстепенным сыном», из-за того, что учился далеко – за границей и был далёк от круга родных и близких друзей семьи.
Аль-Завахири, старше и опытнее в политике ислама, знаток мира, говорящий на французском и английском, «смог исполнить эту роль», которую раньше играл Аззам. Хотя даже Бен Ладену Аль-Завахири казался слишком жестоким и радикальным.
В отличии от погибшего основателя группы, Аль Завахири, кажется, не способен к переговорам, поиску партнёров, следованию обстоятельствам (его ненависть к иранским шиитам почти так же глубока, как к евреям, христианам или не принимающим его наставлений мусульманам, коих, вообще-то, большинство) или принятию стратегии, которая подразумевала бы минимальное уважение гражданского населения. Эта натура мясника (о которой до сих пор не все имели представление, из-за тени Бен Ладена) может сделать Аль Каиду, управляемую Аль-Завахири, самой большой проблемой.