Нынешнее поколение европейских политиков не умеет говорить «нет»

Испанская газета «ElPais» опубликовала интервью с бывшим президентом Португалии Марио Соаресом, которому на днях исполнилось 87 лет.  Он был антифашистом, коммунистом, трижды арестовывавшимся во время диктатуры Салазара. Его высылали из страны, и он жил во Франции. Вернулся в Лиссабон во время Революции Гвоздик, был одним из основателей португальской социалистической партии, министром иностранных дел, премьер-министром и президентом республики. Он побеждал и проигрывал у избирательных урн, сейчас, несмотря на возраст, занимается активной политической деятельностью.

Приводим часть интервью.

Вопрос: Что вы думаете о европейской верхушке?

Ответ: Они не делают шагов вперёд. Необходимо было спасти евро, и ничего не сделано, чтобы его спасти. У них нет мужества для принятия необходимых решений.

В. Каких решений?

О. Европа должна рассчитывать на собственное правительство, правительство политическое, экономическое, финансовое и налоговое. ЕС должен быть, как мы всегда говорили, примером мира, сосуществования и солидарности народов. И это не то, что есть сейчас.

В.  Вы всегда вините Ангелу Меркель в сложившейся в Европе ситуации.

О. Если бы она помогла Греции во время, такого бы не было. Кроме того, Греция не абы какая страна: это колыбель демократии, и Меркель должны была иметь немножко больше чувства общности и не говорить с греками, как с лентяями. Следовательно, если Европейский Центробанк не выпускает деньги, это вина Германии и её страха перед инфляцией. Хотя сейчас под внешним давлением она должна изменить политику.

В. А Франция?

О. Саркози кажется адьютантом Меркель. Франция стоит на стороне Германии для того, чтобы казаться великой европейской страной, но это не так. Она также готова потерять у рейтинговых агентств своё «тройное А».

В. Как это всё закончится?

О. Да уж, ответ на это является не политическим анализом, а профессией (смеётся). Но я вам скажу, что имею надежду.

В. На что?

О. На то, что Европа идёт к пропасти. Но, когда она будет готова упасть, она осознает, что бросок в бездну будет трагедией для всего мира. И тогда она отступит назад и изменится.

В. Этим изменением вы защищаете, даже, революцию.

О. Да, но мирную революцию, это не революция на расстоянии выстрелов. Революция, которая поднимется с улицы. Фактически, народ протестует везде: в Португалии, Испании, Италии, не говоря уже о Греции.

В. Не хватает непослушных политиков?

О. Нынешнее поколение европейских политиков, к несчастью, не умеют сказать «нет». Большей частью, они связаны с [определёнными] большими интересами.

В. Не хватает другого поколения?

О. Да. Сейчас нет Франсуа Миттерана, Эдмунда Коля, Олофа Пальме, Гельмута Шмидта, никого нет. И это стало фатальным для Европы. Со времён Римского Договора, 50 лет назад, не было столь неэффективного поколения политиков. Во-первых, все они консерваторы. Мне скажут, они здесь, потому что за них проголосовали. И это верно. Но двумя великими семьями, создавшими Европу, были христианские демократы и социал-демократы. Сейчас обе они «колонизированы» американцами и теориями Блэра об экономности и потребительстве.

В. В Вашей книге вы с гордостью говорите о себе как о профессиональном политике.

О. Сейчас, когда весь мир говорит, что политики – проходимцы, я говорю, что политика жизненно важна. Идея, что государство исчезает – глупость. Когда в стране тяжёлые проблемы, она вновь становится Государством.