Берлин быстро среагировал на волну туристов, ежегодно прибывающих в его аэропорты. Их число в 2011 году впервые превысило 10 миллионов. Как грибы вырастают отели и достопримечательности для туристов, хотя иногда это вызывает болезненную реакцию. «Для нас, жертв, это безвкусный цирк», — сказал, разглядывая продающиеся здесь в изобилии коммунистические символы, 71-летний механик Манфред Леманн на открытии музея «Штази». «Я был брошен в тюрьму за противостояние диктатуре, как, вы думаете, я чувствую себя в этом спектакле, опошляющем мои страдания и страдания моей семьи?», — спрашивает он.
В бывшей главной тюрьме «Штази», новый музей предлагает публике «образ действий» — «модус операнди», секретных служб ГДР. При входе в здание стоит бюст Карла Маркса, который встречает посетителей, не предупреждая о грязном мире шпионажа, манипуляций и репрессий, которыми управляли из-за этих дверей. 15 января 1990 года в эту тюрьму, в столичном квартале Лихтенберг, ворвалась разъярённая толпа. Были изъяты миллионы документов и часть имущества, так называемого, «Дома 1», что сделало возможным сохранение того, что сейчас восстановлено и выставлено в своём первозданном виде.
Однако в то время как «аттракцион» стал поводом для развлечения иностранных туристов, для многих восточных немцев и жертв той системы он стал оскорблением. Центром экспозиции является полностью отреставрированный кабинет Эриха Мелке, возглавлявшего аппарат полиции и разведки Германской Демократической Республики с 1957 по 1989 год, обладавшего практически абсолютной властью и считавшего врагом всякого, имевшего отличное мнение.
«Всё превратили в Диснейленд», — жалуется Леманн, который не может забыть число смертных казней, подписанных за этим столом, являющимся сейчас сердцем выставки, вместе с большим телевизором марки Philips, недоступным тогда для обычных граждан, по которому Мелке смотрел западное телевидение, тоже запретное для народа. «Как в музеях не выставляют стол Гитлера, это не должно стать туристическим объектом. Не продаются же в качестве сувениров свастики. Это полностью неприемлемо», — настаивает Леманн.
Владельцы нового музея считают, однако, что сохранили «соответствующее равновесие и исторический взгляд», как сказал об этом министр внутренних дел Брандебурга. «В прошлом, в 90 годы, была настоящая ностальгия по старым временам, но думаю, что сейчас мы это преодолели. Есть широкое признание того, что ГДР была диктатурой, как и то, что Восточная Германия имела свои странные стороны и это хорошо, что мы сохранили настоящую часть тех лет», — объясняет он.
Архивы «Штази» были открыты для публики 15 января 1992 года, они показали насколько глубоко сеть шпионов и информаторов была внедрена внутри населения. Империя Мелке опиралась на 90 000 штатных сотрудников и 200 000 неофициальных информаторов, которые должны были следить за друзьями и соседями. Более 1,8 миллионов пострадавших представили в органы власти запросы с требованием сообщить имя доносчика.
Реставрация здания обошлась в 11 миллионов евро, окупить эту сумму надеются в ближайшие несколько лет. Более 6000 человек посетило новый музей в первые два дня после открытия, а привлекательность Берлина гарантирует непрерывность потока европейских туристов, которые с удовольствием покупают сувениры с серпом и молотом.