Бесконечные железнодорожные составы с цистернами и вереницы бензовозов на дорогах – это не только источник повышенной опасности, но и большие расходы, включаемые в цену моторных топлив. Чтобы сократить их Минэнерго предложило программу развития нефтепродуктопроводов (НПП) в стране, рассчитанную на 8 лет. Программа и обусловлена нарастанием диспропорций между производством, транспортировкой и потреблением топлива, пишет эксперт по энергетическим рынкам Дмитрий Парфенов.
В программе Минпромэнерго предлагается строительство до Москвы НПП от самарского комплекса заводов и НПП Кстово-Рязань-Москва. Кроме Москвы, предполагается строительство НПП для улучшения снабжения топливом региона Казани – НПП Уфа-Альметьевск-Казань и бензопровода на Казанскую нефтебазу. Ростовскую агломерацию снабдит топливом НПП Самара-Саратов-Волгоград-Ростов. В Томск предлагается тянуть НПП Плотниково-Кемерово-Томск.
Кроме этого будут восстановлены ранее существовавшие НПП: Синеглазово-Свердловск (для снабжения Екатеринбурга), Курган-Тюмень (для снабжения Тюмени) и Орел-Курск (для снабжения топливом Курска).
Особо выделяются в программе экспортные НПП. После запуска ВСТО-2 исчезнет проблема поставок нефти на дальневосточные НПЗ, имеющие свободные мощности. Топливо с Комсомольского НПЗ предполагается экспортировать за счет строительства НПП от Комсомольска-на-Амуре до порта Де-Кастри. К Новороссийску планируется строительство НПП Сызрань-Саратов-Волгоград-Новороссийск (проект «Юг»). Запуск БТС-2 и строительство отвода до Киришей позволяет планировать расширение пропускной способности НПП от киришского НПЗ до порта Приморск (проект «Север»).
Общий расходы на программу Минэнерго оцениваются до 125 млрд рублей. На эту сумму предполагается построить и реконструировать около 2280 км линейной части НПП, 16 ППС, около 720 тыс. куб. метров резервуарных емкостей.
Программа по НПП увязана с планами реконструкции НПЗ, принадлежащих ВИНКам. В 2015-2016 годах производство светлых нефтепродуктов в стране должно увеличиться на 58% к уровню 2011 года в соответствии с четырехсторонними соглашениями по реализации инвестиционных программ, подписанными нефтяными компаниями с ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом в июле 2011 года.
Строительство экспортных НПП даст возможность продавать топливо на зарубежных рынках. В настоящий момент о масштабном экспорте нефтепродуктов речи быть не может, так как в России их качество не соответствует высоким требованиям рынков развитых стран. Но все должно измениться к 2016 году, когда ВИНКи обязаны выполнить свои обязательства по модернизации НПЗ и перейти на выпуск моторного топлива, соответствующего 5-му экологическому классу.
Переход на выпуск качественного топлива крупных НПЗ позволить смешивать нефтепродукты разных предприятий без ухудшения качества топлива на выходе из трубы. Для транспортировки топлив разных марок рассматриваются варианты строительства нескольких параллельных труб. Возможно, что некоторые виды топлива будут загружаться в трубы, а другие транспортировать, как и сейчас, по железной дороге и автотранспортом. Составители учли особенности крупных центров в потреблении нефтепродуктов с разбивкой по типам продуктов, их качеству и прогнозу потребления в будущем.
Как всегда открытый вопрос — источники финансирования программы. ВИНКам дорогостоящие проекты с длительными сроками окупаемости не интересны, тем более если участие в финансировании предлагается по принципу: «качай или плати». А поиск ресурсов на финансовых рынках осложняется привязкой тарифов на услуги по перекачке нефтепродуктов к стоимости их транспортировки по аналогичным ж/д маршрутам с понижающим коэффициентом 0,7. Проекты НПП будут привлекательны для стратегических инвесторов, но только если в инвестиционных проспектах точно указаны будущие тарифы в увязке с расходами на строительство и эксплуатацию.
Пока решение о развязке тарифов не принято, но оно соответствует рыночной идеологии развития инфраструктуру, так что можно надеяться, что «Транснефти» развяжут руки в этом вопросе.
Дмитрий Парфенов
Источник: http://www.rf-region.ru/articles/700.htm