Проанализированы служебные письма американских дипломатов

Испанская газета El Pais опубликовала анализ нескольких сотен служебных записок американских дипломатов, касающихся Ватикана. Культурный шок от столкновения страны современной, демократичной, президентской с тысячелетней монархической системой, замкнутой и косной, не позволил США понять, как важно иметь Ватикан в своих союзниках.

Письма последнего времени (начиная с 2006 года) создают впечатление, что США приняли решение прогрессивного сближения с Ватиканом, а конкретно, с папой Бенедиктом XVI, после нескольких лет огромного взаимного недоверия, вызванного сексуальными скандалами с католическими священниками в США и американским вторжением в Ирак.

В старых служебных записках (почти все от 2001 года) раскрывается, что Ватикан со всей искренностью и без малейшей дерзости заявил правительству Джорджа Буша, что «мирская диктатура Саддама Хусейна»в любом случае была бы более предпочтительна для религиозной свободы и для 600 000 иракских христиан, чем «любое решение» о «несправедливой войне», которое может быть найдено, включая «исламистскую диктатуру».

Более поздние документы из Ватикана в Госдеп США уже не касаются разности взглядов, а говорят о кризисе католической церкви. Но кроме этого, множество страниц посвящено описанию и критике «провалов и неловкостей», совершённых аппаратом по связям Ватикана при решении всех этих проблем. Согласно Джульетте Вальс, «персоне номер два» посольства США при Святом Престоле, «Ватикан – превосходный союзник, которого надо учить связям с общественностью».

Ирония в том, что после огромной утечки дипломатической переписки в WikiLeaks эти уроки представляются менее полезными и, кажется, дают основание считать американских дипломатов не более умелыми.

В письме Вальс от 20 февраля 2009 года, озаглавленного «Святой Престол: провал общения» Вашингтону разъясняется, что «в Ватикане только папа отвечает за все важнейшие решения», но в то же время он имеет привычку делегировать задания «тем, кто знает больше или информирован лучше относительно каждого конкретного вопроса», и что здесь в игру вступает папская курия «итало-центристская, децентрализованная и ночная», которая общается письмами, «написанными на языке и кодом, который никто за  пределами её членов не может расшифровать». В качестве примера приводится получение послом Израиля официального письма, которое содержало, по мнению курии, позитивное послание для Израиля, но посол не смог его понять, так запутано оно было, хотя он знал, о чём там написано. Служебная записка не скупится ни на эпитеты, ни на критику системы церковной власти. Ватикан квалифицируется как «город без общения», критикуется «нехватка лидерства в верхушке власти», говорится о том, что папское ядро располагает «очень малым числом переводчиков на английский язык» и делается вывод, что курия «недооценивает (и игнорирует) средства коммуникаций XXI века».

Говорится об озабоченности недостаточным числом голосов от англо-говорящих стран, раскрывается и имя «защищённого информатора» посольства о ватиканских делах – ирландца Поля Тиге, персоны «номер два» в Папском совете по связям. Даётся нелестная характеристика «правой руке» папы – Тарцисио Бертоне, которого называют «yes man» (человек, всегда говорящий «да») и который «более озабочен проблемами духовными, чем внешней политикой и делами».

Посольство рисует и трагикомический образ ответственного за Зал прессы Ватикана, отца Федерико Ломбарди. В записках говорится, что он «пользуется Blackberry», что является аномалией среди окружения, которое не может отправить даже электронного письма. Проблема в том, пишет Вальс, что он не входит в ближайший круг папы и не имеет никакого влияния на важные решения. И немного ниже: «Бедный мужчина измотан работой, потому что является и директором Радио Ватикана и Телевизионного Центра Ватикана, буквально перебегая из одного кабинета в другой в течение дня». Посол забыла добавить, что Ломбарди является викарием иезуитов, другими словами, номером два Церкви Христа, что увеличивает его «многозанятость».

Посольство также пишет о том, что по сравнению с прошлым аппаратом по связям Хуана Павла II, возглавляемого испанцем и последователем «opus dei» Хоакином Наварро Вальсом, сегодня из Ватикана просачивается гораздо меньше секретных сведений.

В старые времена, пишет посольство, новости были хуже для США, но у них было время отреагировать вовремя. Ломбарди оказался принять систему. Как объяснил газете аналитик и исследователь Ватикана Филиппо ди Джиакомо, друг Ломбарди: «большая проблема [для США] в том, что иезуит отказался лгать или подслащивать информацию, как это делал его предшественник».

Другое секретное письмо от 19 декабря 2008 года раскрывает планы администрации Буша отдать ФБР роль координатора охраны папы от Аль Каиды, мотивируя это необходимостью обеспечения безопасности американских туристов. Ватикан дал понять США, что Святой Престол «не хотел бы, чтобы его воспринимали как государство, слишком тесно связанное с каким-либо другим государством». В письме открывается и тот факт, что сама ватиканская жандармерия в течение нескольких лет запрашивает у ФБР специальные тренировки по обучению обеспечения безопасности, некоторые жандармы прошли обучение в академии ФБР по поиску взрывчатых веществ.